«Марьяшки» Дианы Гамзатовой

Админ 27.09.2018 в 16:08


АВТОР: ТИМУРЛАН ТЕМИРОВ 

Жизнь в мастерской художницы Дианы Гамзатовой кипит с раннего утра и до позднего вечера. Больше сотни расписных фарфоровых тарелок, ваз, кувшинов внимательно наблюдают с полок за работой мастера. А поглядеть есть на что! В руках Дианы Гамзатовой рождаются дагестанские матрешки, вернее марьяшки, как она их называет.

Название игрушки «Матрешка» произошло от  имени Матрена (матрона, мать), которое было широко распространенным, в конце XIX века, когда в России появилась первая матрешка. Отсюда и пошло ласковое – «матрешки», а «марьяшки» от Марьям (Мариам, Мария) – широко распространенное имя в Дагестане. Марьяшки несут в себе символ жизни, материнства, многодетности…// Диана Гамзатова,

художник, заведующая экспозиционным отделом Музея-заповедника – этнографического комплекса «Дагестанский аул».

mriashki_diani_1

Роспись матрешек – это довольно редкий вид искусства для Дагестана. А уникальность работ Дианы Гамзатовой в том, что делает она это не только в ручную, но и в том, что будущая матрешка будет одета не в русский сарафан, а в один из национальных дагестанских костюмов. Да и звать ее будут марьяшкой. Так уже появились балхарка, андийка, кулинка, чохскакая невеста и еще с десяток расписных горянок. Они, как и полагается марьяшкам, – разных размеров, по-разному расписаны, но обязательно яркие.

– Как родилась идея дагестанских марьяшек?
– Было бы удивительно, если бы художник прошел мимо такого интересного материала. И я не первая, кто занимается этим делом. А вдохновением для меня послужило многообразие дагестанских народных костюмов. Видеть их на картинах и фотографиях, это одно, а на горянке, это уже совсем другое, ведь только на теле человека одежда по-настоящему оживает. Мне же в свою очередь захотелось, чтобы наша национальная одежда в ее ярких красках и аксессуарах жила, и не была забыта, чтобы ее «прочувствовали» теперешние дагестанцы, и пусть хоть на округлых формах «марьяшек».

mriashki_diani_4

– Почему «марьяшки»?
– Наверное, по созвучию, мы же так обычно и поступаем с именами. Название игрушки «Матрешка» произошло от имени Матрена (матрона, мать), которое было широко распространенным, в конце XIX века, когда в России появилась первая матрешка. Отсюда и пошло ласковое – «матрешки», а «марьяшки» от Марьям (Мариам, Мария) – широко распространенное имя в Дагестане.

– Несколько слов об «округлых формах»?
– Настоящие горские красавицы. Единственное, что не соответствует канонам красоты – это округлые формы марьяшек, как вы заметили. Ну нет у них тонкого стана, который так любили воспевать дагестанские поэты, но очарования на мой взгляд от этого они не потеряли. Вот почему в моей коллекции, к великому сожалению, нет куклы –кумычки и горянок из Южного Дагестана. Перенести на круглую болванку их приталенные наряды, при всем желании не получится. Зато туникообразные фасоны горянок пришлись весьма кстати. Чем больше в одеянии деталей и чем богаче оно украшено, – тем больше сама марьяшка.

mriashki_diani_2

– Одежда и аксессуары марьяшек?
– Женская национальная одежда народов Дагестана необычайно разнообразна по форме, материалу, художественной композиции и декору. В костюме марьяшек, важна каждая мелочь: застежки, тесемки, пуговицы, окантовка… Иногда деталей так много, что я боялась не вместить все. Разрисовывая кукол, важно было соблюсти каноны народных костюмов. Приходилось немного стилизовать, увеличивать или уменьшать рисунок на головном уборе, но никак не искажать. Так по узору на платке можно определить национальность куклы. Не допустить ошибок и не упустить, никакой малости, мне помогают музейные экспонаты коллекций национальных костюмов и книги, некоторые изображения из которых в точности бывают перенесены на объемную форму болванки.

– Марьяшка, которая занимает отдельное место в коллекции?
– Все марьяшки в моей коллекции, занимают свое особое место, и отдельно кого-то из них выделить я не могу. Они все стоят на полках точно на подиуме, улыбаются: балхарка, бежтинка, багулалка, гидатлинка, акушинка, даргинка, кубачинка, ругуджинка, андийка, кулинка. Экспозицию которых открывает марьяшка из Балхара, в традиционном костюме невесты, состоящего из платья-балахона фиолетового цвета, сплошь расшитого серебряными украшениями. Также обязательными элементами свадебного наряда невесты являются украшения со вставками из бирюзы, коралла, сердолика, агата и других камней-самоцветов. Интересны и кубачинские свадебные перстни и браслеты. Они обильно украшены крупными цветными камнями, сердоликами, бирюзой и жемчугом. Главное, то, что несут в себе марьяшки — это символ жизни, материнство, многодетность…

mriashki_diani_3

Современная эпоха диктует новые тенденции в мире моды, традиционный костюм все дальше уходит в прошлое, пополняя музейные фонды экспозиции. А работы художницы словно раскрывают тайну бабушкиного сундука, наглядно демонстрируют историю дагестанских костюмов. И хочется верить, что марьяшки наряду с табасаранскими коврами, балхарской керамикой, ботлихскими бурками, кизлярскими ножами, унцукульскими и кубачинскими изделиями обязательно пополнят коллекцию брендов республики и станут известны за пределами страны.

Текст: Тимурлан Темиров
Фото: Медина Гарунова (www.rd-home.ru/)

http://decoratorlife.ru/



    Новости по теме



    18 Онлайн