Казбековский «катализатор» выборов главы Махачкалы

GI 08.08.2015 в 14:38


Депутаты Казбековского района Дагестана ускорили избирательный процесс, не нарушая новых правил

Расул КадиевАдвокат

Борьба за пост главы администрации Махачкалы, по мнению некоторых аналитиков, послужила причиной попадания в опалу руководителя регионального отделения «Единой России» Хизри Шихсаидова: он курировал составление на предстоящие выборы списков «проходных» депутатов, которые, как предполагается, должны избрать главу администрации Махачкалы. Но 4 августа в Казбековском районе Республики Дагестан перевернули правила «игры престолов».

Мы предполагали

Народное собрание Республики Дагестан целой серией законов создало систему, при которой все главы муниципальных образований республики избираются из списка кандидатур, составленного комиссией представителей муниципалитета и вышестоящей власти (главы района или главы республики).

Депутаты районных собраний теперь также не избираются всенародно: районные собрания формируются из представителей от депутатов и глав сельских поселений. Своеобразный сенат.

Эти новшества были введены для того, чтобы полностью изменить политическую систему муниципальной власти, так как в 2015 году практически все муниципальные районы и города должны переизбрать местные собрания депутатов и своих глав.

Предполагалось, что осенью состоятся выборы сельских депутатов, которые сформируют районные советы и, в свою очередь, примерно в октябре-ноябре изберут глав администраций районов и городов.

Проблема заключается в том, что закон в этой части оказался размытым.

Казбековский прием

Срок полномочий депутатов Казбековского района пятого созыва истекает в октябре 2015 года. И уже назначены выборы депутатов во всех сельских поселениях этого района.

Соответственно, чтобы сформировать районное собрание депутатов, в некоторых сельских поселениях должны избрать еще и глав администраций, которые войдут в будущее районное собрание наравне с сельскими депутатами. А затем уже – конкурс претендентов на пост главы администрации и выборы.

Сессия Собрания депутатов Казбековского района. Фото: РИА «Дагестан»

Но 4 августа 2015 года конкурсная комиссия провела заседание по рассмотрению заявок претендентов и приняла решение допустить к голосованию двоих кандидатов.

И в этот же день районные депутаты старого созыва, на пять лет избрали главой района действующего и.о. главы администрации.

У действующего представительного органа нет запрета избирать главу муниципалитета по конкурсу до истечения своих полномочий

Подвох заключается в том, что у действующего представительного органа нет запрета избирать главу муниципалитета по конкурсу до истечения своих полномочий.

В итоге любой глава администрации района может не ждать осени, а сложить свои полномочия досрочно и запустить процедуру объявления конкурса и избрания нового главы района тем же составом депутатов, с которым он сработался. Соответственно, кандидатуры глав администраций сел он будет лоббировать «под себя», так как их избрание по конкурсу также будет полностью зависеть от главы района.

Махачкалинский путь

15 июля 2015 года решением №39-1 действующее собрание депутатов г.Махачкалы утвердило положение «О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа «Город Махачкала»».

Это послужило основанием предполагать, что этим же собранием депутатов будетизбран новый глава города до конца августа, т.к. полномочия собрания депутатов не истекли.

Работники администрации в личной беседе опровергли такое предположение, заявив, что есть план, согласно которому, глава города будет избран после избрания районных депутатов и формирования из них городского собрания.

Представленный выше пример Казбековского района показывает, что от такого плана власти республики могут отказаться в любой момент.

Документальный бардак

Но в Махачкале есть очень серьезная проблема с документами. После вступления в силу законов РД №43 и №44 от 30.04.2015 г. о преобразовании Махачкалы в городской округ с внутригородским делением, город так и не был преобразован, не появились три внутригородских муниципальных образования.

​Любой глава администрации района может запустить процедуру избрания составом депутатов, с которым он сработался

Вменяемых и юридически точных объяснений этому нет. В опубликованных изменениях устава города имеются грубые нарушения ст.2 ФЗ-131 о местном самоуправлении, в том числе указано, что муниципальное образование – это только город Махачкала, а не районы.

Нет также бюджета города с внутригородским делением, в то же время в п.4 ст.6 закона №44 указано, что выборы депутатов районов финансируются только из бюджета городского округа с внутригородским делением, а не из городского округа.

Разница в бюджетах установлена в ст.52 п.1 ФЗ-31: «Бюджет городского округа с внутригородским делением и свод бюджетов внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет городского округа с внутригородским делением».

Еще большую неразбериху внесло принятое положение о проведении конкурса, уже опубликованное в «Махачкалинских известиях».

Во-первых, после 16 мая 2015 года нет такого муниципального образования, как «городской округ «Город Махачкала»», а должен быть глава городского округа с внутригородским делением. Поэтому принятое положение можно выбросить в урну.

Во-вторых, когда юристы списывают положения с аналогичных муниципальных образований, они не смотрят на содержание, поэтому документы не соответствуют махачкалинской действительности.

Так, согласно Положению, «решение об объявлении конкурса принимается собранием депутатов в случаях: истечения срока или досрочного прекращения полномочий главы городского округа; признания конкурса несостоявшимся; принятия собранием депутатов решения об отказе в избрании главой городского округа кандидатов, представленных на рассмотрение собрания депутатов конкурсной комиссией по результатам конкурса».

«В случаях, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 21 настоящего Положения, решение об объявлении конкурса принимается в течение 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств, – говорится в тексте документа. – В остальных случаях решение об объявлении конкурса принимается в течение 30 календарных дней».

Приговор в отношении Саида Амирова вступил в силу в сентябре 2014 года. А положение не содержит основания для назначения конкурса с учетом того, что в городе уже почти год нет мэра. Поэтому ни один из пунктов для назначения конкурса не может быть использован в Махачкале



    Новости по теме



    25 Онлайн