Странник степи

Росси Оксана 24.02.2017 в 20:56


Дамир Саидгазин. В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой открылась выставка первого профессионального ногайского художника, музыканта, писателя и поэта Сраждина Батырова.

В этом году исполняется 25 лет со дня его смерти. Сраждин Батыров — выпускник Дагестанского художественного училища им. М.А. Джемала, член Союза художников России, заслуженный деятель искусств Дагестана, участник республиканских, зональных, всероссийских выставок. Батыров великолепно знал историю и культуру своего народа, влюбленный в старинные ногайские песни и танцы, долгие годы изучал произведения ногайской культуры.

Он создал более 200 станковых произведений, этюдов и эскизов, в которых воспел родной край и свой народ. Им были созданы эскизы костюмов для ансамблей «Айланай», «Лезгинка», «Песни и танцы народов Дагестана», «Вайнах».

Сраждин был не только профессиональным художником, но и прекрасным резчиком по дереву, знатоком ногайского фольклора, великолепно играл на старинном музыкальном инструменте шинъ-кобуз. Он собрал более ста народных песен и сазов-мелодий, проделал огромную работу по возвращению к жизни старинных ногайских танцев и песен, сбору народных музыкальных инструментов. «Национальная тема становится определяющей и ведущей в творчестве художника.

Сраждин написал более 200 картин – это жанровые картины, пейзажи, портреты, натюрморты. Для художника особенно плодотворными оказались 80-е годы. В этот период им написаны картины из цикла «Детство», «Посвящение дождю», «Посвящение Кадрии». А еще замечательные натюрморты, портреты знаменитой домбристки Абубекеровой, Меку Кулунчаковой и других.

В работах этого периода «Сиротство гнезд», «Убитая ворона», «Старое дерево» звучит философская тема о жизни, добре и зле. В 90-е годы им написаны прекрасные картины «В гостях», «Готовят войлок», в которых Сраждин воспевает ногайскую женщину как мать, мастерицу, неутомимую труженицу», — писала о художнике заслуженный работник культуры РД Алтынбийке Акбердиева.

Элгезер – так называл себя Сраждин, что по-ногайски означает «странник». Он и был странником.  «Вся его жизнь, как и его картины, — это странствия во времени и пространстве. При общении с Батыровым меня не покидало чувство вины, какой-то неловкости за свою жизнь — так высока была поднятая им планка. После его смерти это чувство усилилось. Теперь я знаю — он ждал от нас, что мы проснемся от духовной спячки, попробуем хоть что-то изменить в этой жизни.

Нет, он ни на кого не перекладывал свою непосильную ношу и ничего не требовал от людей. Но будучи сам огромным и ослепительным, как солнце,  высвечивал в каждом самое главное, самое лучшее, запрятанное где-то глубоко, то, о чем мы сами порой не подозреваем», — написала через пять лет после смерти художника искусствовед Татьяна Петенина.

На выставке представлено более 20 живописных работ, в которых воплотились различные грани таланта художника. Выставка продлится до 6 марта. Еще одна причина придти в Музей изобразительных искусств – увидеть в постоянной экспозиции картину Виктора Васнецова «Гамаюн, птица вещая» (1897 г.).

Согласно мифологии, эта птица – посланник богов. Она поет священные гимны и предвещает будущее тем, кто может услышать ее секреты. Работа была куплена у Васнецова великим князем Сергеем Александровичем, братом Александра III. После революции, как и многие другие произведения искусства из частных собраний, работа попала в музей. Какое-то время она хранилась в собрании Третьяковской галереи. В советские годы картина «Гамаюн» была передана в Дагестанский краеведческий музей, а позже — в Дагестанский музей изобразительных искусств.

Источник: http://www.dagpravda.ru


Темы:
· ногай · Сраждин Батыров · степь ·

    Новости по теме



    44 Онлайн