Трагедия Беслана: взгляд на страшный теракт спустя 12 лет

Админ 02.09.2016 в 12:50


Дискуссия вокруг страшной трагедии в обычной школе в Беслане не утихает уже 12 лет. Захват террористами заложников, в результате которого погибли сотни людей, потряс весь мир. Бандиты не пощадили самых беззащитных – детей и женщин.

Ничего подобного до тех пор не происходило ни в одной стране. Почему общественники и сегодня не готовы принять результаты официального расследования, и какие уроки были извлечены из бесланской трагедии, — в материале РИА «ФедералПресс».

Теракты, совершенные в 1990-х – начале 2000-х годов, стали черной страницей в истории современной России. Атака боевиков на обычную школу в Беслане 1 сентября 2004 года оказалась несравнима ни с чем по своей жестокости: почти трое суток террористы держали в заминированном спортзале 1 тысячу 128 заложников – преимущественно детей, вместе с которыми были родители и учителя.

Освобождение захваченных людей стало возможным только на третий день после захвата, когда в спортзале прогремело несколько взрывов, и возник пожар. Сотрудники Центра специального назначения ФСБ начали штурм. Жертвами теракта стали 314 заложников, в том числе 186 детей. Погибли 19 сотрудников спецслужб и спасателей МЧС. Более 800 человек получили ранения.

268de9e61ba4295510868437ed9df56e.jpg

Противоречия Беслана

Дискуссия вокруг тех событий не утихает до сих пор. Наряду с официальным исследованием, были проведены независимые. Автор доклада «Беслан: правда заложников» Юрий Савельев на основании воспоминаний тех, кто почти трое суток находится на грани жизни и смерти, в сегодняшнем разговоре с журналистом «ФедералПресс» заявил, что [официальное] «расследование перевернуто с ног на голову». «Было две группы террористов: одна осталась и погибла – это дикари, ребята, которые были собраны, приведены туда (в школу, — ред.) и оставлены. А вторая группа, которая их привела, ушла в ночь со 2 на 3 сентября. Там было, конечно, не 31 человек, а, по крайней мере, 67-68 человек (эти выводы сделаны на основании показаний заложников). Что это был за отряд, никто не знает, — отметил Савельев. — В моем докладе ясно написано, что зал взрывали не террористы: были выстрелы, произведенные из домов, где находились силовики».

По словам эксперта, сегодня известна не вся правда о той трагедии. И она никогда не будет обнародована. «Это грязная история. Правда может оказаться настолько отвратительной, что она может вызвать негативную реакцию в обществе, что нанесет большой ущерб существующей государственности», — считает Юрий Савельев.+

Не удовлетворены результатами официального расследования и непосредственные участники тех событий. Как рассказала «ФедералПресс» член комитета «Матери Беслана» Анета Гадиева, «оно необъективное и неполное».

«Мы видели, что на судебных процессах были выявлены факты, доказывающие вину отдельных должностных лиц, но эти факты не учтены. Выходит так, что наших детей убили, но это ни на что не повлияло, что это какой-то закономерный процесс, — говорит женщина. — Больших патриотов, чем мы, в нашей стране нет. Мы знаем, что террористы – это звери, и чем слабее государство, тем сильнее терроризм. На тот момент так и было: государство было не в силах защитить своих граждан от этого зла».

То, что такого мнения придерживается не одна Анета Гадиева, подтверждает сегодняшняя акция в Беслане. Пять женщин (Элла Кесаева, Эмма Бетрозова, Жанна Цирихова, Светлана Маргиева и Эмилия Бзарова), у четырех из которых в местной школе в 2005 году погибли дети, пытались провести акцию протеста. Они сняли куртки, под которыми были надеты футболки с надписью «Путин – палач Беслана». Всех привлекли к административной ответственности за нарушение законодательства о проведении митингов.

Вместе с тем основатель портала «Правда Беслана» Марина Литвинович, которая также занималась независимым расследованием, видит положительный момент в том, что общество получило возможность ознакомиться и с его итогами. «Это довольно редкая вещь: когда есть официальная точка зрения, и есть точка зрения независимого расследования», — отметила Литвинович.

С мнением общественников категорически не согласен вице-президент Фонда ветеранов боевых действий и участников вооруженных конфликтов Роман Касьяненко. По его словам, провести настолько сложную операцию, не понеся потерь, невозможно. «Такие операции, чтобы они прошли абсолютно без потерь, – это маловероятно в таких условиях, с таким числом заложников. Конечно, хотелось бы, чтобы жертв было меньше. Но, то, что было сохранено большинство жизней, – это результат достаточно успешной операции», — уверен Касьяненко.

Уроки Беслана

Главный итог бесланской трагедии, пожалуй, заключается в том, что за прошедшие 12 лет в России подобные теракты не повторялись. Эксперты говорят об этом осторожно и стучат по дереву, чтобы не сглазить. Но нельзя не признать, что отечественные спецслужбы в 1990-е и в начале 2000-х приобрели огромный опыт по предотвращению терактов с захватом большого числа заложников.

Вместе с тем, ветеран спецподразделений Роман Касьяненко признает: «однозначно вам сказать, что подобное не повторится никогда, не рискнет никто». «Чтобы это сказать, нужно к каждому человеку подставить сотрудника, который его будет охранять, — пояснил эксперт. – Свести к минимуму вероятность терактов – это возможно. Сказать, что мы 100-процентно защищены, конечно, нельзя. Мы все должны быть внимательными и бдительными».

fce87c0013a90fb049f94e1da5e192f3.jpg

Трагедия Беслана, по мнению Касьяненко, показала, что «у терроризма никаких границ, ни Бога в душе, ни веры, ни совести, ни чести». «Это комплексная проблема, которую решает государство по абсолютно всем направлениям – от общественной безопасности до агентурной работы. Такие вещи надо предотвращать, а не действовать по последу тех событий, которые произошли. На данный момент опыт у нас появился в этой части».

Марина Литвинович искренне надеется, что проверять, «вынесли ли силовики уроки из Беслана и «Норд-Оста» (захват заложников в театральном центре на Дубровке в 2002 году, — ред.)». Но она полагает, что в вопросе отношения властей к пострадавшим ничего не изменилось. «Были и другие трагедии, не связанные с терроризмом, в том числе взрывы в шахтах, и наши власти проявляли такое же безразличие и бездушие», — отметила Литвинович.

de4cb185c1192dd08824bd2054102502.jpg

Это подтверждает и член комитета «Матери Беслана» Анета Гадиева. «Школы, в принципе, как были не защищены, так и остаются. Нам говорят: мы не можем приставить к каждой школе наряд. Но почему вы столько сил и средств тратите на охрану правоохранительных органов, государственные структуры? В школах у нас нет даже видеокамер. Один охранник, сидящий в школе, никого не остановит, — уверена Гадиева. — Первые годы у нас еще бурлили чувства, эмоции. Сейчас наступил период, когда злобы нет, но есть пустота и безысходность, понимание того, что, сколько не бейся, если наверху чего-то не надо, ничего ты не добьешься».

Анета Гадиева считает, что общество не повзрослело и не стало более сплоченным. Многие пользователи Twitter сегодня отметили, что о бесланской трагедии сегодня они совсем ничего не услышали и не увидели на федеральных телеканалах.

Но о событиях 12-летней давности все же помнят: те, кто чудом остался жив, и те, кто с болью переживал за заложников, находясь в другом конце страны и даже в другой части света. Сегодня они вспоминают о трагедии в социальных сетях. Вспоминают без лишних слов – ведь достаточно всего двух: «Помним! Скорбим!».

http://fedpress.ru/article/1669308


Темы:
Рубрики:
В России · Новости

    Новости по теме



    14 Онлайн